Когда нежный возраст начинает понемногу сдавать свои права, где-то в районе 5-6 лет, стартует новый этап в жизни ребенка. Его традиционно и по праву связывают с процессом обучения.
И не стоит забывать, что кроме обучения письму и грамоте, познания точных наук, это этап освоения множества жизненных сфер и навыков.
Коллекционировать жуков и бабочек. Наблюдать, как капли дождя растекаются по луже, плести браслеты из разноцветного бисера, строить из детской комнаты огромный воображаемый мир и многое-многое другое. Жизнь полна разнообразного и интересного, а мир открыт для изучения.
Именно с этого периода и вплоть до самой взрослости, человек учится существовать в отношениях.
Он и раньше обучался. Был в тесной связи на этапе симбиотических отношений с мамой. Боролся и бился за обретение самостоятельности на этапе начального познания мира, когда мир манил его своей новизной.
“Человеку очень долго нужно учиться тому, как стать частью “Мы”, не разрушая самого себя.” — сказал Карл Витакер.
С 5-6 лет и вплоть до самой взрослости, ребенок очень медленно и плавно будет постигать секреты способности к взаимодействию с другими.
Это сложный навык — понимая свои потребности, уметь их выражать, доносить до другого и уметь договариваться о том, чтобы мои нужды были удовлетворены.
Что из перечисленного самое трудное в жизни для вас, уже взрослого?
Уметь существовать во взаимозависимости с другим. Не в симбиозе, не в независимости, а в гармоничной взаимосвязи.
Это играет главенствующую роль в построении наших отношений во взрослой жизни.
Анна Лавьер, системный семейный терапевт