Поэтому, хотели бы вы этого или нет, но к 6 месяцам, человек - уже отчасти слепленный колобок. Разумеется, его еще сдобрят чем-нибудь типа корицы или кардамона, сахара или соли, цедры лимона или острого перца. Но вот на чём поставлено было тесто - извините за сравнение - на прокисшем или парном молоке? Да и какой срок свежести у него был? Всё это имеет большущее значение.
Вас тогда не спросили, но только вам с этим жить.
Итак, если мир был добр и хорош по отношению ко мне. В его интонации, были добрые и принимающие нотки - то я вполне себе ничего. Вкусный, свежий, пропеченный, ароматный, мягенький. Так размышляет малыш смотря на мир своими глазами. Мир пока мал, весь он - это мама.
И не зря мы бесконечно обращаемся к этому образу в терапии.
Если же со стороны взрослого слышно неодобрение - наказывающее, упрекающее или отвергающее. То ребенок будет ощущать себя так, как будто бы с ним в целом что-то не так.
Как ко мне относятся, такой и я. Пока еще он совсем не умеет отделять себя от своих действий.
На этом возрастном этапе, восприятие себя ребёнком, равно восприятию отношения к нему извне. Максимум принятия со стороны родителей - залог принятия себя ребёнком.
После полугода появляются первые признаки дифференциации.
Родители знают этот хитрый испытывающий взгляд ползающего или начинающего делать первые шаги ребенка. Когда вы что-то запрещаете, а он продолжает. Взгляд у него в этот момент не хитрый, а выжидательный. Он ждёт вашей реакции на непослушание. Ждёт подтверждения, что плох только его поступок, а сам то он - прекрасен.
Так начинается дифференциация.
С этого момента и всю последующую жизнь, хорошо бы отделять поступки ребенка от оценки его, как личности. В первую очередь показывая ему, что он хороший. Поскольку считывая неодобрение по довербальной реакции своего взрослого, он уже начинает сомневаться в том, какой же он сам. И это сомнение так просто подкрепить, и так невероятно сложно бывает опровергнуть.
@Анна Лавьер