Если вы ловите себя на мысли, что неудовлетворены жизнью, но вместо попыток что-то изменить ищете оправдание, обвиняя во всем вселенную, государство, плохую наследственность, окружение, этот текст будет для вас полезен.
Представьте себе школьника, который плохо выучил урок, и получает 4, учит хорошо - получает 4, зубрит - получает 4, тщательно готовится, используя дополнительные источники - все равно 4. Создается впечатление, что учителю не угодишь. Что в этот момент почувствовали бы вы? Я знаю детей, мотивированных на пятерку, которые оказываясь в подобной ситуации чувствовали, что у них «опускаются руки». Они говорят зачем учить? Все равно, учи, не учи будет четверка. Ребенок может так совсем забить на предмет или волочить его кое-как, а может быть он будет пассивно сидеть на уроках, а если его спросят, будет отвечать неуверенно и сконфуженно. И все потому, что изначально было нарушено положительное подкрепление.
Негативные ожидания зафиксированные прошлым опытом просто не дают нам двигаться вперёд.
Молодой человек пытается устроиться на работу, ходит по собеседованиям, но все безрезультатно. В итоге, являясь первоклассным специалистом, он устраивается на низкооплачиваемую должность и работает много лет, хотя там нет никаких перспектив и работа ему не нравится. Личная жизнь у него тоже не складывается, он заходит на сайты знакомств, но дальше переписки редко заходит. А если и решается на первое свидание, то на нем то всё и заканчивается. Он серьезно подумывает о том, что с ним что-то не так, но тем не менее не может ничего изменить в своей жизни.
Женщины живут с нелюбимыми мужьями-тиранами долгие годы, их отношения наполнены изменами, абьюзом, алкоголизмом. Но они терпя постоянные оскорбления и унижения продолжают оставаться в созависимых отношениях.
Родители, терпящие ряд бесконечных неудач в отношениях с подростком, так и не сумев договориться, отпускают его в «свободный полет».
Один мой знакомый, купив квартиру через некоторое время обнаружил в своем почтовом ящике повестку в суд. Полтора года ему угрожали выселением, в итоге он сдался, лёг на кровать и сказал, что его вынесут из квартиры только силой, ну или…
У соседей в квартире прорвало кран, затопило много квартир, чтобы получить компенсацию нужно побороться, может подать в суд. Но статистике большая половина пострадавших, опираясь на негативный опыт знакомых, а возможно и свой собственный, не требует выплат, либо требуют очень неуверенно и в итоге успокаиваются. Так вот, в тот раз пострадало 5 человек, из них в суд обратился один, потратил на это год, но получил достойную сумму.
Таких примеров бесконечное множество. Люди не предпринимают никаких попыток что-либо сделать в сложно преодолимых для них ситуациях, в которых они испытывают психологический дискомфорт и стресс. Они просто ничего не делают ссылаясь на то, что выхода нет. Но если посмотреть на ситуацию со стороны, обычно находится даже не один выход.
В психологии подобное состояние потери контроля над собственной личностью называется «выученная беспомощность». Это такое восприятие ситуации, при котором человек уверен, что он не может найти решение проблемы, которое приведет к изменению его положения. По сути это чувство беспомощности, которое зачастую ведет к формированию у человека роли жертвы, стимулируя возникновение чувства тревоги.
Находясь в состоянии «выученной беспомощности» люди мнимо полагают, что своим поведением создают себе безопасную, комфортную атмосферу, ограничивая себя от боли и неудач. Но в итоге они еще больше свыкаются с мыслью, что все их попытки действовать приводят у неудачам. Тем самым у человека формируется ощущение бессилия, низкой самооценки, никчемности от своих действий, что влечет за собой все новые и новые проблемы, потерю интереса к изменению своего состояния и решению проблем.
Беспомощность зачастую может маскироваться за различными состояниями: чувством усталости, злости, апатии. Состояние «выученной беспомощности» является предпосылкой возникновения зависимостей, психосоматических заболеваний и депрессий.
Если вы находитесь в подобном состоянии и не можете найти выход, начните с малого, говорите себе: «я знаю, чего я хочу», «я поставил цель и достигну её», «я уверена, что сделала правильный выбор».
И будьте уверены, Вы достойны большего, чем просто сидеть и разводить руками. Помните сказку про двух лягушек попавших в крынку с молоком?
Анна Лавьер, семейный психолог