Актуальная думаю тема в предверии начала учебного года.
Все «жужжат» о первоклашках. А про переход из младшей в среднюю школу часто забывают. Уже сколько лет ходят, что уж там. Но на самом деле этот переход забыт незаслуженно. Это важный для детей этап. Вдвойне важный и тревожный.
Это кризис, но кризис, накладывающийся ещё и на возрастной кризис переходного возраста. И если летом от начинающихся детских «выкидонов» «подвывали» родители, с вопросом «это что, начало подросткового возраста?», то сейчас им вторят и дети. И каждый вроде о своём, но если присмотреться и прислушаться, то все одно и то же.
Что ощущает ребёнок (если хотите подросток) собираясь, а потом и заходя в пятый класс? - Он чувствует растерянность, неуверенность.
Если до этого они «играли в игру», пытаясь показать/доказать, что давно выросли, хотят самостоятельности...но мы то знаем, рядом всегда была одна учительница (почти воспитательница). То теперь все стало по-настоящему.
Новые учителя, разные классы, иная подача материала, у кого-то новый состав класса, возросшая нагрузка, и...ответственность, ответственность. А ребёнок растерян, оглушён всем этим.
Как это проявляется?
Дети в стрессе выдают различные реакции, но это всегда регресс в той или иной мере. И это нормально. Ребёнок «откатывается назад», чтобы потом встать и пойти дальше. Главная задача взрослого, помочь пройти ему этот период благополучно. Я знаю ребят, которые вдруг становились хулиганами и драчунами, проявляли большую раздражительность, или замыкались, или плакали и отказывались ходить в школу, многие начинают хуже учиться, некоторые «впадают» в детство. Один ребёнок рассказал мне, что хочет перейти на домашнее обучение. На мой вопрос «почему?», он ответил: «мне так спокойнее, не хочу столько нового». Конечно, немаловажную роль в этот период, да и не только, играет классный руководитель. Но и родители должны проявлять чуткость, быть внимательными к своим детям.
Вот некоторые рекомендации в период адаптации:
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком, обсудить с ним, как прошёл школьный день, что его радует или тревожит, что нравится, а что беспокоит, какие у него складываются отношения с одноклассниками, с новыми учителями.
- Показывайте ребенку, что любите его, независимо от его достижений.
- Никогда не говорите ребенку, что он хуже других. И не сравнивайте его достижения с другими.
- Почаще отмечайте его положительные стороны и не забывайте говорить, что гордитесь им.
- Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе.
- Поддерживайте попытки преодолеть трудности.
- Всегда внимательно выслушивайте ребенка, давайте ему возможность высказаться.
- Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями.
Очень важно знать и помнить - отношение ребёнка к себе формируется отношением к нему взрослыми.
Ну и хоть иногда, ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним!
Если Вы чувствуете, что с ребёнком что-то не так, что ему трудно адаптироваться, и Вы не справляетесь самостоятельно, подойдите к классному руководителю, он видит ребёнка в школе, и возможно сможет прояснить ситуацию и помочь. И если даже после этого проблема остаётся, обратитесь к школьному или стороннему психологу. Протяните руку помощи своему ребёнку!
А ещё, иногда очень полезно вспоминать свои школьные годы и тогда становится легче, проще и доступнее понимание чувств, мыслей и переживаний ребёнка (если хотите - подростка).
@Анна Лавьер, семейный психолог